Частный кабинет
психотерапевтической помощи

В чем выражается эффективность психотерапии?

В настоящее время наличествуют более 500 методов психотерапии и в этом океане можно потеряться. Вместе с тем существуют общие факторы эффективности психотерапии.

Несмотря на теоретические различия направлений, у психотерапии как профессиональной деятельности,есть некое единое ядро, которое, посредством объединения различных направления и методов психотерапевтической помощи, отличает их от других видов деятельности. Существует ряд общих факторов, которые в той или иной мереприсущи всем формам психотерапии. Еще в 1936 году ученый C. Розенцвейг говорил о том, что одинаковые приблизительно результаты различных форм психотерапии можно объяснить наличием общих целебных факторов.К таким факторам он относил психологическое объяснение, катарсис («очищение духа» — в разрядке сильных эмоций) и личность психотерапевта.

Все доказавшие свою эффективность методы психотерапии,обладают некоторымиедиными признаками, которые являются теми целебными элементами, которые отвечают за терапевтический успех. Так, выделяются следующие наиболее значимые общие факторы психотерапии:

1. Позитивные ожидания пациента и психотерапевта. Хорошоизвестно, что результативность психотерапевтических техник часто зависит от ожидаемой пациентом степени их эффективности. Так Г. Робертс и др. полагают, что около трети успешных результатов психотерапии можно объяснить тем, что и терапевт и пациент твердо верили в эффективность лечения. Но психотерапию нельзя сводить лишь к эффектам ожидания позитивных изменений. Результаты целого ряда исследований однозначно говорят о том, что психотерапия почти вдвое эффективнее, чем плацебо и «неспецифических» терапевтических методов, задача которых состоит в том, чтобы вызывать в клиентах позитивные ожидания. Многие авторы полагают, что позитивные ожидания пациента и психотерапевта – важнейшее предварительное условие для психотерапии. Действительно,большинство пациентов ни за что не захотели бы принимать участие в процессе, который отнимает у них деньги, время и силы, если не ожидали бы от него какой-то отдачи, изменений к лучшему.

2. Терапевтические отношения (установление прочного терапевтического альянса). В основе продуктивных терапевтических отношений лежат доверие, уважение, раппорт, искренний интерес к пациенту, эмпатия, понимание проблем пациента. Психотерапия, по факту, является особой формой межличностных отношений.В различных видах психотерапии не менее 12 % положительных результатов обусловлены терапевтическими отношениями. По данным А. Бергина и К. Ламберта, наибольшую часть хороших терапевтических результатов можно объяснить заранее существующими факторами, которые связаны с пациентами (их ожиданиями возможных изменений и тяжестью расстройства). За вторую по объему часть итоговых изменений отвечают терапевтические отношения, и лишь за наименьшую, третью часть, – технические переменные, т. е. используемые психотерапевтические приемы. И все-таки вопрос о стиле терапевтических отношений продолжает вызывать споры между различными школами. На одном полюсе континента психотерапии находятся представители поведенческих подходов и НЛП, которые убеждены в том, что отношения между пациентом и терапевтом не особо важны, а для эффективной работы вполне достаточно хорошей подстройки. На другом полюсе находятся последователи К. Роджерса (клиент-центрированной психотерапии), который был уверен, что терапевтические отношения являются основополагающими для достижения положительного результата психотерапии.

3. Хоторнский эффект (означает, что особое внимание психотерапевта к клиенту ведет к улучшению состояния). В классических хоторнских исследованиях 1939 года, посвящённых влиянию улучшения освещения на производительность труда на предприятии, впервые было установлено, что испытуемые улучшили свои показатели работы только лишь потому, что являлись объектами изучения и получали особое внимание. Исследователи часто обнаруживают, что внимание к клиенту может приводить к улучшению в независимости от того, дополняется ли это внимание какими-то иными психотерапевтическими воздействиями. Например, Н. Пол в 1967 годуустановил, что у 50% пациентов, страдающих навязчивым страхом публичных выступлений, обнаружили существенное ослабление своих симптомов фобий после «лечения» плацебо-вниманием. Интересно, что в группе, получавшей аналогичное внимание в сочетании с инсайт-ориентированной терапией было достигнуто точно такое же улучшение. И, наоборот, в группе, получавшей внимание в сочетании со специальными методами помощи, эффект был значительно выше. Поэтому в исследование необходимо включать контрольную группу, где клиентам/пациентам уделяют столько же внимания, сколько и клиентам, получающим терапию, вместе с тем при этом не проводят мероприятий, которые направлены на достижение изменений -для оценки реальной эффективности того или иного метода психотерапии.

4. Раскрепощение эмоций и снижение в ходе психотерапии эмоционального напряжения связаны с тем, что клиенту предоставляется право и возможность открыто обсуждать свою проблему с лицом, от которого он надеется получить помощь.

5. Когнитивное научение (интерпретации, объяснения психотерапевта любого направления ведут к повышению осознавания, т. е. дают пациенту понятную, значимую и рациональную основу для понимания того, почему и как возникли его проблемы, каковы пути их разрешения и что для этого необходимо сделать). Психоаналитик А. Спенс даже говорит о том, что аналитическая интерпретация оказывает выраженный терапевтический эффект не потому что она истинна, а в силу своей способности устанавливать логическую последовательность. Г. Келли обнаружил, что объяснения, которые только правдоподобными, хотя и не основанные на концепции, часто имели терапевтическое действие.

6. Внушение (явное или скрытое). Суггестия- терапевтический фактор, который присутствует во всех видах психотерапии (даже в тех направлениях и методах, где это отрицается). В одних случаях, например, при проведении гипнотерапии, прямые или косвенные внушения являются центральной составляющей психотерапевтических интервенций. В других случаях — суггестивный компонент в психотерапии менее выражен. Но «всякий раз, когда психотерапевт представляет суть своего метода и подразумевает или открыто формулирует, что пациент почувствует себя лучше, если последует этой терапевтической модели — будь она динамической, гештальтистской или поведенческой — он использует внушение» (Дж. Мармор). Кроме того, известно, что чем сильнее вера пациента в психотерапевта, и чем выше его идеализация, тем больший потенциал терапевтических действий обладает внушающим потенциалом и тем мощнее воздействие суггестий.

7. Идентификация с психотерапевтом. Она основана на сознательном или бессознательном стремлении пациента видеть в психотерапевте модель для подражания благодаря чему он или она перенимает некоторые поведенческие особенности своего терапевта и его ценности.

8. Оперантное обусловливание — этоособый вид формирования условно-рефлекторных связей посредством явной или скрытой демонстрации психотерапевтом своего одобрения-неодобрения, поощрения-осуждения тех или других форм поведения и эмоционального реагирования пациента. «Терапевты подкрепляют то или иное поведение посредством многочисленных вербальных и невербальных актов, таких как кивок, улыбка, разворот телом в сторону пациента, заинтересованное «ммм» или прямое обращение за дополнительной информацией. С другой стороны, терапевты стараются искоренить поведение, не считающееся желательным, посредством некомментирования, некивания или его игнорирования» (И. Ялом).

9. Корригирующий эмоциональный опыт состоитв том, что психотерапевт, как правило, реалистичнее и объективнее, более эмпатичен, чем социальное окружение пациента; терапевт реагирует на его поведение и эмоциональные проявления. Все это дает клиенту/пациенту новый эмоциональный опыт, позволяет по-иному взглянуть на существующие проблемы и отношения с окружающими людьми.

10. Возможность катарсиса. Понятие катарсиса впервые использовал Аристотель, который говорил о том, что через сочувствие и страх трагедия добивается катарсиса, т. е. очищения духа. Со времен выхода в свет в 1885 году трактата Д. Брейера и З. Фрейда по лечению истерии, многие психотерапевты пытались помочь пациентам избавиться от подавленного аффекта через катарктическое отреагирование, вслед за которым следовало уменьшение аффективного напряжения и чувство облегчения. Как указывает И. Ялом, катарсис может играть важную роль в терапии, но одного лишь отреагирования часто бывает недостаточно. На протяжении жизни все мы испытываем порой очень сильные эмоциональные переживания, однако далеко не всякое переживание ведет к изменению. Тем не менее, катарсис как лечебный фактор используется во многих психотерапевтических методах.

11. Приобретение в ходе терапии и закрепление в реальной жизни новых, более адаптивных поведенческих паттернов. В этих целях широко используются «репетиции» и повторения в форме домашних заданий. По сути, это — процесс обучения, путем конструирования в воображении и неоднократного проигрывания пациентом желательных поведенческих паттернов в ситуациях психотерапевтического сеанса, с последующей реализацией вновь приобретенных навыков в повседневной жизни.

12. Десенсибилизация к психотравмирующим обстоятельствам. Многократное обращение в ходе психотерапии (причём не только поведенческой) к травмирующим событиям или переживаниям оказывает десенсибилизирующее воздействие, результатом которого является постепенное угасание отрицательных эмоций, связанных с негативным опытом.

13. Сердечный, вызывающий доверие, профессионально подготовленный и социально одобряемый психотерапевт.

Таким образом, перечисленные факторы являются центральными как для психотерапевтической и консультационной работы в целом, так и для работы с конкретными пациентами/клиентами и их проблемами в частности.

Источник: Доморацкий В.А. Краткосрочные методы психотерапии. М., 2007. С. 8-11.

Поделиться: