В книге «Рационально-эмотивно-поведенческая терапия» (РЭПТ) последователи основателя этого направления — Альберта Эллиса — дают представление о системе здоровой и счастливой жизни. Читать эту книгу легко и приятно, словно хороший учебник логики.
Философскими истоками РЭПТ являются эпикуреизм, стоицизм и критический рационализм К.Р. Поппера.
В области этики нет абсолютных правил, кроме контекстуальных: поступок, который причиняет вред другому человеку или обществу не может считаться этичным. Здоровая личность исповедует принципы этического гуманизма и антидогматизма.
Прежде всего РЭПТ опирается на фундамент научной картины мира. Наши убеждения, мысли – это гипотезы, которые следует подвергнуть проверке реальностью. Если они не соответствует реальности, то тем хуже для них, а не для самой реальности.
Рациональность становится философией жизни последователей РЭПТ. Целями такой философии являются: а) выживание (как биологически заданная тенденция любого живого существа), б) достижение удовлетворенности жизнью, в) общение с другими людьми в позитивном ключе, г) достижение близких отношений с немногими избранными, д) развитие и поддержание погруженности в какую-либо полезную, продуктивную деятельность.
В основе психопатологических проявлений находится «тирания долженствований» — требовательность. К ней относится некритичное, нереалистичное ожидание человека, что события должны складываться согласно его воле. За этим обязательным элементом любого невроза следуют: 1) катастрофизация (преувеличение до превосходной степени «ужасности» события вместо обычной неприятности), 2) непереносимость фрустрации (жизнь должна быть легкой и без дискомфорта), 3) глобальные оценки человеческой ценности, когда дается абсолютная оценка себя или другой личности (например, «я ни на что не гожусь» во время депрессии, «обязательно случится что-нибудь плохое» при тревожности и т.д.)
Таким образом, в основании психопатологических проявлений находятся иррациональные убеждения (схемы), в то время как рациональные ведут к здоровью и благополучию. Альберт Эллис считал, что рациональность, а также иррациональность присущи самой природе человека. Он не вдавался в истоки иррациональности как категории жизни.
Однако если иррациональные мысли ведут к психопатологии, то зачем природе понадобилась иррациональность как таковая? Например, рационально ли, что динозавры, в сущности, глупые существа жили почти 160 млн. лет? По сравнению с нашими плюс-минус 40 тыс. лет для природы совершенно нерационально быть такой расточительной. Очевидно, что в эволюции самую большую территорию занимает случайность, а не предустановленная гармония разума.
Рациональность, разум подобны растению, корни которого уходят глубоко в землю. Да, и сама рациональность содержит в себе антиномии, о которых говорил И. Кант. Сам процесс познания ограничен пределами нашего опыта. Мир конечен или бесконечен? В мире существует свобода либо в мире не существует свободы воли, но господствует только причинность? Существует первопричина мира или таковая не существует?
Существует тип ученых, который абсолютно уверен, что он разрешил некоторые из антиномий. В частности, Роберт Сапольски убежден, что наука доказала отсутствие свободы воли: последняя лишь иллюзия, возникающая вследствие высшей нервной деятельности. Тысячи факторов внешней и внутренней среды с необходимостью привели нас к тому, чем мы являемся в настоящем. Так, развитие культуры способствовало тому, что мы умеем читать и писать, пользоваться гаджетами, в целом быть представителями цивилизации 21 века. А если бы мы родились в диком племени, то имели бы все то, что имеем? При этом ученый «посмеялся бы, если бы в качестве доказательства свободы воли кто-то привел бы возможность выполнять привычные повседневные действия иным способом» (например, завязывать шнурки на ботинках не бантиком, а узлом).
Однако с точки зрения логики нет никакой разницы между «высокими» и «низкими» проявлениями свободы воли: если она выражается через повседневные действия, то почему не может проявляться и через нечто глобальное? С научной точки зрения антиномии Канта никто так не опроверг и не подтвердил. По-прежнему остается пространство глобального, иррационального как источник всего разумного и рационального.
Даже в рациональном мышлении содержится много иррационального — бессознательного. Так, Э. Гартман писал: «… нужна помощь бессознательного для того, чтобы, сообразно определенной цели, вспомнилась требуемая мысль, ибо сознание не может выбирать между дремлющими в памяти и находящимися вне его кругозора представлениями. Оно только может из выплывающих перед ним представлений одни откидывать как неуместные и нецелесообразные, другие принимать». Выбор сознанием возникающих из бессознательного представлений – ключевой момент в свободе личности между импульсом и действием.
Источники
1) Диджузеппе Р., Дойл К., Драйден У., Бакс У. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. – СПб.: Питер, 2021.
2) Гартман Э. Сущность мирового процесса или философия бессознательного: Бессознательное в явлениях телесной и духовной жизни. М.: ЛЕНАНД, 2015.
3) Кант И. Критика чистого разума. М.:АСТ, 2017.
4) Сапольски Р. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки. М.: Альпина нон-фикшн, 2019
Георгий Королёв