Частный кабинет
психотерапевтической помощи

Открытие бессознательного: активное воображение

Метод активного воображения как доступ к бессознательным содержаниям психики был разработан Карлом Густавом Юнгом. И это нововведение не было плодом теоретических рассуждений автора, но жизненной необходимостью совладания с собственным бессознательным. После разрыва сотрудничества с Фрейдом, с наступлением 1913 года, у Юнга начался кризис, который было невозможно преодолеть рациональными усилиями. «Постоянное напряжение не спадало, иногда казалось, будто на меня обрушивались каменные глыбы. Одна буря шла за другой». Юнг понимал, что такая высокая степень психического напряжения погубила многих творческих людей, в частности, Ницше. Однако нечто внутри него говорило, что он должен понять смысл собственных фантазий. «Возбуждение зачастую доходило до такой степени, что я вынужден был прибегать к йоге, дабы как-то обуздать свои чувства. Моей целью было узнать, что же со мной происходит. И как только мне удавалось успокоиться, я снова обращался к своему подсознанию».

Таким образом он давал волю возникающим внутренним образам. Юнг подробно записывал все фантазии, которые приходили на ум, несмотря на то, что часто их не понимал, нередко внутренние образы приводили его в ужас. Все они записаны в «Красной книге» — дневнике, который Карл Густав Юнг вел для себя, не имея намерения его публиковать при жизни.

В естественном, нормальном состоянии, сознание и бессознательное взаимно дополняют друг друга. Однако в кризисные моменты стресса, психического напряжения и эмоциональных всплесков такая связь нарушается. При этом может развиваться два разнонаправленных процесса: доступ к бессознательному «закупорен», что нередко приводит к внезапным, резким изменениям состояния. Например, долгое психоэмоциональное напряжение выплескивается на случайного человека. Человек совершает действия, которые впоследствии не может объяснить своим сознательным намерением. Однако подобные вспышки быстро проходят и человек возвращается в свое обыденное состояние. С другой стороны, погрузившись во внутренние образы, бессознательное может взять верх. В таком случае нередки психотические состояния, длительное отсутствие самоконтроля.

Активное воображение помогает воссоздать баланс между бессознательным содержанием и саморегулирующим действием сознания. В прошлые времена, и в некоторых племенах сейчас, бессознательные порывы не были сдерживаемы сознательным самоконтролем. Именно поэтому несколько тысячелетий назад философы писали различные трактаты об аффектах. Так, хирург и физиолог Римской империи Гален в трактате «О страстях души» упоминает, в частности, что его мать в порыве гнева кусала слуг, а отец был более сдержанным человеком: он не пинал провинившихся ногами, но ждал, пока остынет аффект, чтобы на холодную голову приказать их выпороть.

В настоящее время такие проявления уже не укладываются в психиатрическую норму, являясь психопатическими: сложно представить начальника (как бы ни был он авторитарно настроен), который укусит подчиненного за неправильно выполненную работу. Современный человек в среднем имеет больше способностей к самоконтролю и в этом значительное достижение в развитии сознания. Однако бессознательное не может исчезнуть, поскольку оно компенсирует и дополняет сознательное внимание. С помощью активного воображения можно построить мост между сознанием и бессознательным, вместо того, чтобы иногда случайно под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ, переправляться на другую сторону собственной души.

Сама методика заключается в следующем.
1) Первоначально следует сконцентрировать внимание на своем состоянии, определить какие есть в данный момент чувства. В отличие от четко выраженных состояний, например, гнева, страха, подавленности, может быть состояние общей неудовлетворенности. Если ощущаются контуры эмоций, то надо погрузиться в них, сосредоточившись. Концентрация внимания достигается с помощью психофизиологической релаксации: «вакуум» в сознании (состояние безмыслия), отсутствие критического настроя к себе, собственным идеям или окружающему миру. В этом могут помочь различные методики: аутотренинга, медитации, самогипноза.

В то же время активное воображение будет полезно в моменты, когда существует актуальность той или иной эмоции здесь-и-теперь. Эмоцию нельзя вызвать целенаправленно, точно так же, как невозможно заставить себя полюбить кого-то или что-то.

2) Затем их следует выразить с помощью того или иного изобразительного средства: записать в деталях, изобразить в качестве рисунка, движения тела. Интересно, что Юнг и другие ученые его времени задолго до НЛП вполне разграничивали модальности восприятия: визуальную, вербально-аудиальную, кинестетическую. Так, Юнг еще в начале 20 века, говоря об активном воображении, советовал использовать те выразительные средства, которые наилучшим образом подходят человеку. Например, человек, склонный мыслить в образной сфере, для проявления своего состояния может в деталях записывать или зарисовывать возникшие фантазии. Другой, напротив, слышит некий внутренний голос, свою внутреннюю речь. Конечно, этот голос отличается от слуховых галлюцинаций, поэтому с ним можно установить полезный диалог. Могут встречаться какие-то обрывки фраз, проскальзывающие сквозь сознание, они часто забываются. При активном воображении личность прислушивается к ним, возникают сопутствующие ассоциации и так можно составить целый рассказ, понять смысл аффекта, находящегося в основании внутренней речи.

Часто это может быть голос интуиции, как у Сократа, когда он прислушивался к своему внутреннему даймону, который всегда возникал, чтобы отговорить Сократа от необдуманных поступков.
Не так часто встречаются люди, способные с помощью движения выразить свое состояние. Им лучше всего подходит работать с пластичными материалами. Поскольку движение, после его совершения, часто забывается, Юнг советует зарисовывать его.

По мере сосредоточения на эмоции могут появляться ассоциации, с ней связанные. Все они, как бы критически ни хотелось их оценить, следует изобразить.

3) После осознания и изображения внутреннего состояния возникает вопрос, что же делать с ним дальше? Ответ зависит от типа реакции личности на содержание бессознательного. Есть люди, которые увлекаются творческой, эстетической стороной вопроса при недостаточном понимании смысла. В таком случае материал обычно копится, пока не будет понятен лейтмотив разных образов. С другой стороны, интеллектуальное понимание может возобладать над формой, часто весьма далекой от художественной ценности. В идеале происходит интеграция: эстетика и смысл образуют союз, нечто новое. Однако для такой интеграции требуется время.

Невозможно с помощью одного или двух рисунков, рассказов или танцев достичь новой точки адаптации. Поэтому, как и в случае сновидений, требуется целая серия образов. Если говорить о целенаправленной аналитической терапии, то количество может доходить до нескольких сотен или тысяч.

Анализируя тысячи снов и изображений бессознательных фантазий своих пациентов, Юнг пришел к выводу о закономерности различных смысловых связей между ними. Как правило, они отражают те или иные комплексы – сплав аффектов, влечений и потребностей. Добираясь до смыслового основания сюжетов, происходит интеграция разнонаправленных, противоречивых тенденций личности, что в конечном итоге позволяет освободиться от оков невроза.

Поиски средства интеграции сознания и бессознательного привели Карла Густава Юнга к задействованию творческого потенциала человека. Спустя десятилетия его вклад привел к формированию новых психотерапевтических направлений, в частности, арт-терапии. Да и сама жизнь основателя глубинной психологии была примером огромных творческих возможностей. Так, в «Красной книге» множество иллюстраций, сделанных самим Юнгом. Там изображены части его личности и архетипы: самости, мудреца, анимы. Юнг собрал большую библиотеку, в которую были книги, начиная с 14 века. Впоследствии, уже будучи всемирно известным и в зрелом возрасте, он самостоятельно построил башню из кирпича, в которой жил летом. Впоследствии он расширил строение, добавил несколько помещений, вторую башню и двор.

Георгий Королёв

Поделиться: