Медитация – часть практики (самадхи), развивающейся в русле направлений буддизма. Путь буддиста к избавлению от страданий – «Благородный восьмеричный путь». В свою очередь такой путь включает в себя три неотъемлемых элемента: мудрость (праджня), нравственность и соблюдение обетов (шила), сосредоточение (самадхи).
Сосредоточение может быть как на одном объекте (образ, дыхание, мысль), так и распределяться между различными явлениями (доступные ощущения, эмоции, мир как целое).
В состоянии самадхи исчезает различие между медитирующим и окружающим миром, между субъектом и объектом. Это состояние может напоминать чем-то «океаническое блаженство» ребенка, у которого еще нет четкого разграничения между внутренним и внешним мирами. Однако у медитирующего в таком состоянии не происходит психологического регресса, личность не упрощается, наоборот, сознаниерасширяется до пределов чувства единства с безграничным океаном бытия. В подобном состоянии нет чувства грандиозности собственной личности, характерной для патологических состояний или незрелости.
Длительная практика медитации, исчисляемая годами, приводит к положительным изменениям функций мозга. У человека развивается эмпатия, способность поставить себя на место другого, он все дальше отходит от эгоцентризма.
Только относительно недавно начались исследования мозга буддийских монахов, длительно практикующих медитацию. У них было установлено увеличение мощности высокочастотной (40 Гц) активности на ЭЭГ. Даже в бодрствующем состоянии их мозг был более активным, чем в среднем. Начинающие практику медитации не достигали подобного уровня активности. За внешней пассивностью медитативного сосредоточения кипит внутренняя жизнь. Неслучайно научный поиск часто осуществляется в режиме «расслабленной концентрации». Вспомним Рене Декарта, который в один прекрасный непогожий день грелся около камина и неспешно размышлял о методе философствования, который в итоге составил его систему мысли, оказывающей влияние на науку в течение столетий.
Философы-стоики также контролировали аффекты с помощью концентрации, медитации. Например, на встречах стоиков выбиралась какая-либо эмоционально заряженная тема (смерть, старость, превратности судьбы) и посредством ассоциаций философ должен был опровергнуть все связанные с ней устоявшиеся мнения, воспоминания и страхи. «Пусть за дверьми все шумит и гремит, — лишь бы внутри не было смятенья, лишь бы не ссорились между собой вожделение и страх, не затевали распрю и не мучили друг друга расточительность и скупость. Пусть по всей округе тишина — много ли нам в ней пользы, если наши страсти бушуют?» (Сенека).
В медитации конкурирующей школы эпикурейцев не было прямого столкновения со злом, они направляли внимание на прошедшие и будущие радости.
Так же, как и в любом другом успешном виде деятельности, в практике медитации нужна высокая приверженность, понимание сущности действия.
В настоящее время восточные практики переживают очередной ренессанс в контексте современной жизни, отягощенной массивом научных данных. Одним из первых этапов, ставших психотерапевтической модой, была аутогенная тренировка Иоганна Шульца. Именно он взял технический аспект йоги, отбросив мировоззренческую сторону древних религий, довольствуясь сентенцией: «человек есть мера всех вещей». А раз так, то и самая интересная часть Вселенной.
Для аутогенного погружения необходимо «переключение»: принять максимальное удобное положениетела, снизить все внешние, отвлекающие стимулы. Согласно Шульцу, аутогенное «переключение» — это витальное событие, происходящее без всякого внушения, только при наличии «концентрирующей расслабленности».
Те последователи Шульца, для которых аутогенная тренировка стала чем-то большим, нежели техникой, так же, как йоги могли изменять частоту пульса с 76 до 44, затем вплоть до 144, а один из них – Ханнес Линденман, переплыл за 72 дня на надувной лодке Атлантический океан. В критические моменты путешествия не потерять самообладание ему помогла аутогенная тренировка.
Сегодня место Шульца занял Джон Кабат-Зинн, миссией которого стало распространение «медитации осознанности», в том числе в медицинской практике. Согласно Кабат-Зинну «состояние полной осознанности – это состояние внимания, которое направлено на цель в данный момент времени и таким образом, как если бы вся ваша жизнь объективно от этого зависела». В идеале состояние полной осознанности приводит к познанию собственного высшего «Я».
Как правило, в медитации осознанности есть три принципиальных момента: нахождения в настоящем (здесь-и-теперь), фокусирование внимания на дыхании и отсутствие оценки, хорошо нечто в данный момент либо нет. Практикующий осознанность просто позволяет всему происходить, сохраняя приверженность практике: что бы ни отвлекало внимание, он стремится возвращаться в состояние осознанности. Таким образом ум успокаивается, напряжении становится фоном, а затем исчезает.
Именно в контексте мировоззрения личности медитация может быть особенно эффективной, а не в качестве деятельности самой по себе.Действительно, какой смысл фокусировать внимание на дыхании длительное время без какой-либо значительной цели? Неслучайно сознание (ум) в буддийской традиции изображается как обезьяна, прыгающая с одной ветки на другую. Так же прыгает от одного объекта к другому и наше внимание, влекомое тревожностью. В большинстве случаев такая тревожность незаметна для самого человека. Длительная по времени концентрация внимания на чем-то одном – непозволительная роскошь для многих. Будде приписывают высказывание: «если человек в течение часа сможет концентрироваться на своем дыхании, то он станет просветленным».
Тревоги повседневного дня тоже являются своеобразной медитацией, которая происходит сама собой. День за днем личность учится находится в стрессе, да и обстоятельства жизни часто усугубляют его. Поэтому так непросто переключиться на мягкое сфокусированное состояние. В отличие от просветленного, начинающий практику осознанности едва ли может сфокусировать свое внимание и на три минуты.
Чем более длительная по времени концентрация на чем-либо – тем сильнее воля. Поэтому медитация поможет успешно тренировать «мышцу воли».
В настоящее время множество психотерапевтических систем включают в себя те или иные элементы медитации:
— в гештальттерапии – это пребывание в состоянии здесь-и-теперь, обращение к чувствам, а не интерпретациям;
— в направлении когнитивно-поведенческих терапий – новые «волны» от «терапии принятия и ответственности» до диалектической поведенческой терапии;
— в аналитической психологии – управляемое воображение;
— в гипнотерапии все техники связаны тем или иным образом с концентрацией внимания.
Эти факты говорят о том, что медитация как доступ к бессознательному с помощью осознанности – нечто больше, чем простая техника. Скорее она – плод эволюции, особое психофизиологическое состояние, позволяющее осуществлять процесс исцеления и развития личности.
Георгий Королёв