Личность – это память о событиях собственного прошлого, навыки, которые человек формирует в течение всей жизни, социальные связи, которые он создает и через которые проявляется его Я.
Чем больше жизненный опыт – тем богаче содержание понятия «личность». Личность создается трудом. Одна из ее функций – отделение своего Я от Другого. Такое отделение не может состояться в пассивном состоянии. Процесс накопления «личностного капитала» схож с генерированием финансовой прибыли. Как следствие, со временем его можно не только приумножить, но также остаться при своем (что менее вероятно) или получить убыток (что произойдет так или иначе, если не грести «против течения» жизненных препятствий и вызовов).
Убыток личности вызывается процессом энтропии, снижения упорядоченности, хаосом. Это происходит при различных состояниях: пассивной бездеятельности, невротических конфликтах, болезнях, старении. Они суть звенья одной цепи. На первых этапах появляются пассивная бездеятельность и невротические конфликты. Если конфликты и бездеятельность не преодолеваются, то дальше накапливаются факторы, приводящие к внутренним болезням, затем к старости и к смерти. Конечно, и деятельный человек всему этому подвержен, однако он может проживать гораздо больше событий, чем менее сложный индивид.
Таким образом, личностный рост – это не столько общее место разных тренингов, но жизненная потребность. «Неврозы и личностный рост» — последняя, итоговая работа психоаналитика Карен Хорни. В ней она рассмотрела истоки невротических конфликтов и результат, к которому они приводят: снижению продуктивности личности, ее ригидности.
Как упрощение, так и усложнение личности обеспечивается высшими психическими функциями, которые связаны с деятельностью коры головного мозга. Однако мозг – это не черный ящик, в который можно сложить любое содержание; во взаимодействии организма и среды совершается развитие высших психических функций.
Конечно, есть и другие точки зрения на личность. Например, А.В. Курпатов считает, что личности как таковой нет: «Как сам Нео [из Матрицы] – это просто выдуманный сценаристами персонаж, так и мы с вами, сама наша личность – не более, чем плод нашей же собственной фантазии». В доказательство этого тезиса доктор Курпатов приводит целый ряд аргументов: 1) личности нет, поскольку есть субличности или роли, которые мы исполняем в разных обстоятельствах по-разному: на работе мы одни, в семье другие, с друзьями — третьи; 2) многие вещества (алкоголь, ЛСД и проч.) могут настолько сильно изменить наше функционирование, что мы не похожи на себя обычных по восприятию и поступкам; 3) гипноз и измененные состояния сознания также драматичным образом меняют «личность»; 4) поражения разных долей мозга ведет к постоянному изменению «личности».
Как следствие, он заключает: «мы ощущаем собственную личность, мы уверены, что обладаем личностью, но она, на самом деле, лишь чистая фикция, а ее целостность – тем более». У доктора Курпатова получилась вполне себе религиозная позиция. В самом деле, если нашей личности нет, то кто или что же это за субстанция, которая воспринимает такую фикцию, как личность? – Не иначе, это душа. Она сама себе равна, постоянна и воспринимает изменчивый мир, который нечасто прогибается под нас.
В религиях и философии существует множество представлений о душе – некоей субстанции.
Уже во времена античности философы по-разному рассматривали душу. Например, Демокрит рассматривал ее материалистично. Он считал, что душа подчиняется тем же закономерностям, что и сами атомы (атомные вихри, движущиеся в пустоте). Душа слагается из подвижных атомов, похожих на огонь. По Демокриту, душа — причина движений тела. Одни атомы (более легкие) проникают в тяжелые и за счет этого происходит движение тела. Когда атомы души распадаются, она умирает, а вместе с ней и тело. При вдохе душа вбирает в себя атомы, при выдохе — часть из них распадается. Душа — материальна, как и тело, просто такая материальность более тонкая, эфемерная.
Сократ и Платон понимали душу образно: «Когда же она (душа) ведет исследование сама по себе [говорит Сократ в диалоге «Федон»], она направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно, и неизменно, и так как она близка и сродни всему этому, то всегда оказывается вместе с ним, как только остается наедине с собой и не встречает препятствий. Здесь наступает конец ее блужданиям, и в непрерывном соприкосновении с постоянным и неизменным она и сама обнаруживает те же свойства. Это ее состояние мы называем размышлением».
Душа в диалогах Платона выражается через разные ее признаки: умопостигаемая, бессмертная, божественная, единообразная, неразложимая, постоянная, самотождественная.
«Когда душа пользуется телом, — говорит Сократ в диалоге «Федон», — исследуя что-нибудь с помощью зрения, слуха или какого-либо иного чувства (ведь исследовать с помощью тела и с помощью чувства — это одно и то же), тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся, и от соприкосновения с ними душа сбивается с пути, блуждает, испытывает замешательство и теряет равновесие, точно пьяная». Душа и тело у Платона — различны по своей природе. У души есть три элемента (диалог «Государство»): разумное, страстное и вожделеющее. Все три начала подобны трем кастам в идеальном государстве (мудрецам, воинам и ремесленникам).
Аристотель был учеником Платона. Его подход к психике близок к научному: он написал первый в истории трактат по психологии «О душе». Психология связана с физикой и телеологией в системе Аристотеля. Соответственно, душа «распределена» на части в каждой из наук. У души есть свои причины — движущая и целевая. Именно их нужно исследовать в рамках психологии.
Душа отражает «лестницу живых существ». Первая ее часть — растительная (функции — воспроизведение и питание). Вторая часть — животная (восприятие без мышления). Третья — человеческая (разумная).
«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью». Таким образом душа дает телу возможность жить и стремиться к тем или иным целям, исходя из своих внутренних побудительных мотивов (энтелехия). В отличие от Платона Аристотель не верил в переселение душ.
С развитием науки дух механицизма 16-17 вв. все дальше убирал душу как предмет исследования. Там, где механизм, там нет души. Однако в философских трактатах того времени все еще используется термин «душа». Философы полагали, что душа — отдельная субстанция, а тело имеет материальную природу и зависит от души. Ф. Бэкон отказался от исследования органических функций души и ее сущности (в противовес Аристотелю). Тем не менее Бэкон признавал за душой отдельное бытие.
Затем в 18 веке душа заменяется сознанием. Сознание, став отдельным понятием в эпоху Просвещения (18 век), все чаще рассматривается как функция телесного. Для этого времени характерно слияние сознания и тела в качестве двух сторон одной медали.
Тогда же и начинаются ответвления науки, которые развиваются до сих пор. Для одной ветви характерно отсутствие детерминизма, обусловленности причинно-следственными связями. По Фрэнсису Бэкону у души есть функция выбора — избегание неприятных событий и приближение к приятному (впоследствии Фрейд обозначит их как принцип удовольствия и принцип реальности, ничто не ново под луной). Для таких представлений о душе характерно также понятие параллелизма души и тела, их независимости друг от друга.
Для другой ветви характерно понимание «свободы как осознанной необходимости». Если функции тел отправляются по своим закономерностям, значит они напрямую влияют на сознание. Здесь действует представление о взаимном влиянии сознания на тело и наоборот. Один из самых ярких примеров в настоящее время – психосоматика. Первоначально она была основана на психоаналитических идеях. В крайних случаях утверждалось, что психика вызывает напрямую те или иные болезни. Райх и Александер довели эти идеи до своих крайних проявлений. Райх, например, полагал, что рак вызывается напрямую психикой.
Что касается аналитической психологии, то Юнг был уверен в разной субстанциональной природе психики и тела. Они как две параллельные прямые, не пересекаются. В области психического действует принцип синхронистичности (синхронизма), который позволяет проявляться парапсихологическим феноменам (вещие сны, видения медиумов, предсказание будущих событий). Психика соединена с коллективным бессознательным, образы которого вторгаются в индивидуальное сознание время от времени. Например, если в прошлые века душа была художественно представлена как колесница, возносимая к небесам (у Платона), то теперь она символически в образах фантазии и сновидениях может быть увидена как самолет, взлетающий в небо. Именно из образов, которые не могли быть придуманы сознанием, Юнг выводил особую природу души.
Когда мне было 20 лет, на курсах вождения у нас был краткий курс медицинской помощи, который вел врач-реаниматолог. Я спросил его о каких-то пограничных состояниях, которые он, может быть, видел. Он ответил: «Зачем это Вам? Вы молодой, ешьте, пейте, девушек любите». Примерно такой же ответ получил Гильгамеш от богини Сидури, к которой он пришел после гибели своего друга.
Гильгамеш! Куда ты стремишься?
Жизни, что ищешь, не найдешь ты!
Боги, когда создавали человека,-
Смерть они определили человеку,
Жизнь в своих руках удержали.
Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,
Днем и ночью да будешь ты весел,
Праздник справляй ежедневно,
Днем и ночью играй и пляши ты!
Светлы да будут твои одежды,
Волосы чисты, водой омывайся,
Гляди, как дитя твою руку держит,
Своими объятьями радуй подругу —
Только в этом дело человека.
Как по мне, личность – это реальность, находящаяся здесь и сейчас, имеющая память о прошлом и планы на будущее. Через нее мы находимся в этом мире, трудимся, отдыхаем, любим, испытываем многочисленные состояния, палитра которых обширна. На заре человечества вместо личности было понятие души, затем, с развитием философии, возникли концепции сознания и лишь впоследствии появилось понятие личности. Наша личность – продукт эпохи и собственного труда по ее созиданию.
Георгий Королёв