Частный кабинет
психотерапевтической помощи

Чувство собственной ценности

Психологическая ценность связана со смыслом и благом. На противоположном полюсе психологической ценности находятся безразличие и обесценивание. Во сне и фантазиях образ психологической ценности может быть символически выражен в форме золота, ярких цветов, даже крови — как ценности биологической жизни.

Психологическая ценность — это напряжение, которое возникает между противоположностями. Если напряжение не находит продуктивного выхода, человек не может выбрать одну из противоположностей, то это приводит к психологическим проблемам. В крайнем случае совершается саморазрушение: алкоголик в рабстве у «зеленого змия», спортсмен-любитель, изматывающий свое тело ради сомнительных достижений, перфекционист, желающий недостижимого, обесценивающий все «незначительное». В этих примерах одна из полярностей берет верх в психической жизни, становясь самодовлеющей ценностью.

Противовесом той или иной «идее фикс» является чувство собственной ценности. Оно формируется на самых ранних этапах жизни. Такое чувство иррационально, не нуждается в обосновании с помощью доводов рассудка. Оно более глубокое, чем самоуважение и самооценка, которые по сути относятся к сфере рациональной оценки, а не переживанию.

Чувству собственной ценности противостоят две фундаментальные, зачастую болезненные, эмоции: стыд и вина. Они простираются от самоуважения и уважения других индивидов до невротических и пограничных состояний. При невротичном стыде человек ощущает неловкость, несоответствие своих качеств ценностям, которые он усвоил (Сверх-Я) или общественной морали. Культурно одобряемые — «люди чести» — самураи, дворяне, офицеры в своих поступках часто движимы силами, отталкивающимися от эмоции: несоответствие кодексу чести собственной корпорации приводит к стыду.

В некоторой глубинной основе людям чести противостоят «грешники» — индивиды, движимые чувством вины. Они чувствуют себя вечными преступниками, нарушающими священные заповеди. Такие заповеди могут исходить от разных родительских фигур: от реальных родителей до руководителей, вождей разных мастей. Чувство вины приводит в движение не только отдельных личностей, но и целые коллективы. Крестовые походы во имя религии, подвиги на фронте, искупающие вину перед партией и правительством — таковы разные по форме, но схожие по содержанию события, основанные на коллективных представлениях о вине.

Конечно, «люди чести» и «грешники» — идеальные типы. В реальности вина и стыд могут в одинаковых пропорциях присутствовать в личности, меняясь попеременно в зависимости от ситуации. Однако пропорции различны: у одного будет больше вины, а у другого — стыда.

Вина или стыд — болевые точки приложения манипулятивных технологий. К счастью, многие манипуляции неудачны по исполнению. Так, «грешнику» бесполезно говорить о его стыдном, некрасивом поведении, а «человеку чести» — о его воображаемой вине перед кем-то. Все несоответствующее глубинному внутреннему конфликту будет легко отвергнуто.

«Человеку чести» интуитивно близки и понятны представления о самоуважении. В некоторых системах психологии самоуважение — основополагающий принцип, архимедова точка опоры, с помощью которой можно перевернуть мир [1]. В то же время для чистого «грешника» самоуважение — всего лишь слово, лишенное практического значения. Он не смущается, что выглядит нелепо, некрасиво, а его поведение нарушает права других людей. Напился на свадьбе друга и клеил невесту? Ну с кем не бывает.  Однако если вдруг такой друг нарушил какой-то внутренний запрет, заповедь, прочно усвоенную от безусловного авторитета (как правило, в детстве), то чувство вины становится по-настоящему тяжким бременем. Вина предполагает не столько компенсацию нарушенного права, сколько искупление собственными страданиями, своей кровью, иногда в буквальном смысле. Все проявления мазохизма, самоповреждений, самопожертвований направлены на искупление своего первородного греха, виновности. «Ты есть — и уже в силу этого виновен» — императив, ставший частью Я «грешника».

Чувство собственной ценности — это пространство свободы. «Я есть, и это хорошо» (А. Лэнгле). Ценность не ставится в зависимость от достижений, сама жизнь является ее источником. В случае внутренних конфликтов этот источник словно завален грудой камней, поэтому и появляются тяжкие эмоции вины и стыда. Чувство собственной ценности подобно терапевтическому трансу: ритмичному, мягкому, свободно текущему [2].

Оно как самокатящееся колесо не нуждается во внешней причине движения. Чувство собственной ценности просто переживается, а не обдумывается. В нем все противоположности объединяются в ритмичном танце: вдох с выдохом, грусть с радостью, воодушевление с усталостью, любовь с ненавистью. Таким образом человек обретает подлинную целостность, простоту своего бытия.

Цель личного развития — обретение и повышение чувства собственной ценности. Именно оно будет тем внутренним ресурсом, которое позволит преодолеть трудности, сложные обстоятельства и получить желаемое. Чувство собственной ценности — это маяк, освещающий смысл любой деятельности. Оно позволяет легче переживать взлеты и падения, радоваться солнечному дню и ждать окончания непогоды в уюте внутреннего комфорта.

Георгий Королёв

Источники:

1) Что такое самоуважение? https://evo-lutio.livejournal.com/1088301.html

2) Гиллиген С. Терапевтические трансы. М., 2005.

Поделиться: