Частный кабинет
психотерапевтической помощи

Когнитивные искажения vs психологические защиты

В мифе о пещере, рассказанном Платоном в его «Государстве», повествуется о людях, находящихся в пещере в неподвижном состоянии. Они могут видеть лишь тени мира, двигающиеся по стенам пещеры: действительность в таком заточении не доступна для познания. «Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше.

И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да ещё если станут указывать на ту или иную проходящую перед ним вещь и заставят отвечать на вопрос, что это такое? Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?»

В этой аллегории отражается сущность человеческого познания и восприятия, отношения к себе и жизни в целом. Прошло две с половиной тысячи лет, и современная наука отбросила образность изложения, что является минусом, а не плюсом. Миф о пещере заменили сначала психологические защиты, а затем когнитивные искажения. Фрейд впервые ввел понятие «психологической защиты», которое почерпнул из военного дела. Психологические защиты включаются, когда та или иная ситуация: а) нарушает самооценку личности, б) грозит затоплением сознания труднопереносимыми эмоциями или состояниями (тревогой, гневом, горем, стыдом, завистью, страхом). Психологические защиты бессознательно задействуются как реакция на стресс. Они являются своеобразной адаптацией личности к сложной ситуации.

Выделяют первичные (примитивные) и вторичные (более дифференцированные) психологические защиты. Первичные защиты появляются на довербальном, дологическом уровне у ребенка. Если происходит нарушение адаптации в детстве, то лишь они сохраняются и во взрослом возрасте, что подчас создает проблемы самому человеку и(или) его окружению. К первичным психологическим защитам относятся: отрицание, всемогущий контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и ряд других.

Психологические защиты активируются в отношениях с другими людьми. Например, человек отрицает «официальную медицину» и обращается к «целителю». Отрицание истинных проблем дает ощущение ложного спокойствия, в то же время совершается идеализация «целителя», который возносится на пьедестал абсолютного доверия, только он или она смогут вылечить отрицающего. У «целителя» в свою очередь включается всемогущий контроль: ощущение инфантильного всемогущества, которое часто свойственно младенцам. В этом случае разделение внутреннего мира и внешней реальности стирается: «я хочу и так будет». При всемогущем контроле другой человек воспринимается как продолжение собственной личности, им можно манипулировать как своей рукой или ногой, послушной воле. Инфантильность одного встречается с нарциссизмом другого, создавая прочный союз эгоцентризма, пока смерть не разлучит их.

В большинстве случаев за отрицание приходится дорого платить: как ни убегай от реальности, она все равно настигнет. Долг перед ней будет взыскан вместе с большими процентами.

Психологические защиты действуют вместе. Так, отрицание соединено с примитивной идеализацией другого человека. Он представляется в лучшем свете, наделяется необыкновенными качествами. Однако идеализация недорого стоит: у этой монеты есть обратная сторона — обесценивание. Совершенная личность постепенно или вдруг превращается в худшее подобие человека, кумир низвергается. От личных отношений до светской хроники неиссякающим потоком текут истории идеализации/обесценивания.

«Кум докушал огурец

И закончил с мукою:

«Оказался наш Отец

Не отцом, а сукою…»

В основе таких защит часто находится расщепление: внутренний или внешний мир разделяется на абсолютно хорошие либо абсолютно плохие объекты; они как параллельные линии не пересекаются. Расщепление можно заметить по черно-белому мышлению, категоричным суждениям. Явления окружающего мира и другие люди предстают одномерными и одноцветными, контекст выпадает из поля зрения, сложность сводится к незатейливой простоте.

Противовесом первичных психологических защит являются более зрелые: рационализация, сублимация, юмор и ряд других. Зрелые психологические защиты появляются на более поздних стадиях развития человека. Если внешняя среда для ребенка относительно благоприятна, рядом есть фигура «достаточно хорошей матери», то система защит становится более или менее сбалансированной. В ином случае функционирование мозга в силу хронического стресса в детском возрасте изменяется и происходит фиксация примитивных защитных механизмов; впоследствии человеком на семь бед дается только один ответ и тот неправильный.

Всего психологических защит насчитывается более 25. В целом при равновесии первичных и более развитых психологических защит человек лучше адаптируется к реальности [1].

Когнитивные психологи в целом согласны с Платоном в том, что наш разум — это пещера, которая своеобразным образом преобразует информацию, приходящую из внешнего мира. Когнитивное искажение — это систематические ошибки, совершаемые разумом при суждениях и принятии решений. Так, в процессе наблюдений за судьями было установлено, что они склонны постановлять более мягкие приговоры после обеда, когда уровень их удовлетворенности повышался. Наряду с этим, если человек нам физически привлекателен, мы с большим вниманием отнесемся к его мнению и суждению, а его характер в целом оцениваем положительно (эффект Гало).

Нобелевский лауреат Даниэль Канеман сводит когнитивные искажения к особенностям личности, которые он назвал Система 1 и Система 2. Система 1 — это то, что называется бессознательным, а Система 2 — сознательный разум.

Система 1 имеет следующие признаки [2]:

— формирует чувства, впечатления, склонности;

— действует быстро, автоматически без контроля Системы 2;

— Система 2 может направить внимание Системы 1 на поиск чего-либо;

— порождает «квалифицированные предчувствия» после того, как научиться чему-либо;

— создает последовательность ассоциаций (через ассоциативную память);

— склонна к когнитивным искажениям через настроение, эмоции, приятными чувствами, когда снижаются бдительность и ориентировочный рефлекс;

— отделяет неожиданное от обычного;

— может придумывать и приписывать намерения, подавляет сомнения, игнорирует неоднозначность ситуации и оценки;

— предрасположена верить и подтверждать под влиянием эмоций;

— сфокусирована на том, что видит, игнорируя, что могут быть иные варианты;

— переоценивает малые вероятности и проч.

Система 2 связана с концентрацией внимания, умственными усилиями, деятельностью, «напряжением ума», решающего задачи. Однако она ленива и часто склонна верить автоматическим выводам Системы 1. Из-за лености сознания и автоматических реакций бессознательного получаются когнитивные искажения. Однако Система 2 является своеобразной вышестоящей инстанцией, которая утверждает реакции Системы 1. Для этого надо подумать, т.е. совершить усилие.

Эти две системы находятся в постоянном взаимодействии. Ассоциации являются связующим элементом двух систем. Ассоциации выстраиваются в цепочки последовательностей (когерентность), которые влияют на наше состояние и поведение. Так, был описан эффект прайминга. В одном из экспериментов студентов просили составить фразы в четыре слова из набора в пять слов. В первом случае из слов: «желтый», «находит», «он», «сразу», дом», во втором: «Флорида», «забывчивый», «лысый», «морщины», «седой». После завершения задания их просили перейти в другое помещение для другого теста. Истинной целью эксперимента было определить время перехода из одного помещения в другое. Студенты, которые составляли фразы из слов про старость, в среднем медленнее и осторожнее проходили по коридору, чем испытуемые из первой группы.

При эффекте фрейминга восприятие события зависит от его подачи. Например, суждение о том, что стакан наполовину полон внушает больше оптимизма, чем утверждение о том, что он наполовину пуст. То же самое относится к разнообразной рекламе, обещающей большие скидки во время «черных пятниц». Ассоциации с тем, что можно сорвать большой куш, существенно сэкономить, приводят к подогреванию потребительского спроса.

Система 1 любит связанные истории, построенные на ассоциациях. Именно в силу этой особенности эффективна эриксоновская гипнотерапия, психодинамическая психотерапия. Во время психотерапевтической работы в Системе 1 перестраиваются цепочки ассоциаций, приводящие к симптомам.

Взять, например, следующее предложение: «Проведя целый день на людных улицах Москвы за осмотром прекрасных достопримечательностей, Витя обнаружил, что у него пропал кошелек». Испытуемых просили прочесть это предложение, а затем пройти дополнительный тест на его воспроизведение. Результаты показали, что отсутствующее в нем слово «карманник» ассоциируется с предложением сильнее, чем «прекрасные достопримечательности». Причины пропажи кошелька выносятся за скобки, хотя они совершенно могут быть не связаны с кражей. Так же и во время психотерапевтической работы устанавливаются истинные причины того или иного состояния. За одной изолированной фобией или панической атакой скрывается история развития уникальной личности.

В настоящее время когнитивные искажения — более узкие по своему содержанию, они относятся скорее к отдельным психическим процессам — мышлению, эмоциям — чем, к личности в целом. Психологические защиты, наоборот, отражают личность в целом и в этом их основная ценность. Одна психологическая защита может включать в себя несколько когнитивных искажений. Для целей психотерапии удобнее использовать концепцию психологических защит как более практичную и системную.

Когнитивные психотерапевты предпочитают когнитивные искажения вместо психологических защит, придуманных конкурентами – психоаналитиками. Взять, например, аэрофобию, когда человек боится летать на самолетах. Любой уважающий себя когнитивный психотерапевт будет ссылаться на статистику, которая покажет, что авиакатастрофы случаются гораздо реже, чем автомобильные и прочие несчастные случаи. Затем будет разбираться вероятность того, что авиакатастрофа случится с конкретным пациентом. В конце концов, он ведь не готов поставить на кон, например, свою почку, утверждая, что именно этот полет закончится катастрофой. Статистические показатели становятся доводом в убеждении Системы 1. Однако для Системы 1 статистика – вещь эфемерная и сама по себе неубедительная [2]. Если в бессознательном из раза в раз появляется образ одной реальной авиакатастрофы, то миллион статистических показателей не устранят страх, что летать безопасно. Система 1 не склонна доверять абстракциям, для нее важны конкретные образы, их целостная последовательность. Вероятно, что исключительно когнитивные стратегии работы с фобией являются недостаточными.

Вместе с тем формирующийся навык признавать собственные ошибки – важный этап в развитии личности. В ином случае жизнь может напоминать бег по кругу, покрытому граблями. В связи с этим Дэниел Деннет говорит: «Мы, люди, гордимся собственным интеллектом, а одна из его особенностей заключается в том, что мы помним наши прошлые мысли и можем давать им оценку… В связи с этим вы должны научиться глубоко вздохнуть после ошибки, стиснуть зубы и изучить свои воспоминания о произошедшем как можно более внимательно и бесстрастно. Совершая ошибку, человек естественным образом чувствует смущение и гнев (сильнее всего мы злимся на самих себя), поэтому нужно усердно работать, чтобы преодолеть эти эмоциональные реакции. Попробуйте привить себе необычную привычку наслаждаться своими ошибками и с удовольствием изучать все странности, которые сбили вас с пути. В таком случае, выжав из них всю пользу, вы сможете радостно оставить их позади и перейти к следующей большой возможности. Но этого недостаточно: нужно активно искать шансы совершить великие ошибки, чтобы потом после них восстанавливаться» [3].

Источники

1) Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 2016.
2) Канеман Д. Думай медленно… Решай быстро. М., 2019. С. 141-147.
3) Деннет Д. Насосы интуиции и другие инструменты мышления. М., 2019. С.42.

Георгий Королёв

Поделиться: